Главным видом бухгалтерского учёта без преувеличения можно назвать баланс предприятия. В его структуру входят активы и пассивы, которые отображают реальное финансовое положение организации.
Бухгалтерский баланс – что это?
Баланс представляет собой отчет, в котором собраны все финансовые показатели, в частности остатки на бухгалтерских счетах по состоянию на конкретное число.
Зачастую предприятие составляет несколько видов балансов:
- Вступительный. Выполняется в момент начала деятельности предприятия.
- Текущий. Составляется на определённую дату, зачастую в конце года.
- Ликвидационный. Формируется при ликвидации предприятия.
- Разделительный. Составляется при реорганизации предприятия.
- Объединительный. Формируется при слиянии нескольких компаний.
Бухгалтерский баланс точно показывает состояние компании. Если сравнить текущий баланс с аналогичными за прошедшие года, можно четко отслеживать динамику развития предприятия.
Структура баланса
Как правило, бухгалтерский баланс выглядит как сводная таблица, разделенная на две части – актив и пассив.
В категорию актива баланса входят все сведения об имуществе и обязательствах, которые предприятие применяет в своей деятельности. Эти сведения могут принести выгоду организации в будущем. Актив разделяют на два раздела:
Внеоборотный. К нему относят имущество, которое эксплуатируется в течение длительного времени.
Оборотный. НДС, запасы и др.
Пассив баланса – это источники средств, формирующие актив. Пассив разделяют на три группы:
- Капитал и резервы. Сюда включены собственные средства юридического лица: добавочный, установочный капитал и т.д.
- Долгосрочные обязательства. Указывают на кредиторскую задолженность предприятия, которая существует длительное время: займы в банке, полученные дольше, чем на год, отложенные налоговые обязательства и т.д.
- Краткосрочные обязательства. По ним можно понять величину и структуру кредиторской задолженности, носящей постоянный характер.
Важно помнить, что итоговая сумма актива всегда равна итоговой сумме пассива. Это связано с тем, что каждая операция отображается в бухгалтерском учете с двойной записью с использованием двух счетов – по дебету и кредиту. Если отсутствует равенство между активом и пассивом, это говорит о явной бухгалтерской ошибке.
Форма бухгалтерского баланса утверждена Министерством финансов Российской Федерации. Каждая строка в бухгалтерском отчете помечена специальным кодом (например, краткосрочные обязательства – 1510, запасы – 1210 и т.д.). Для предприятий, которые могут использовать упрощенные методы ведения бухгалтерского учёта, разработана отдельная форма баланса.
Правила заполнения бухгалтерского баланса
Существует несколько основных правил, которых следует придерживаться при составлении бухгалтерского баланса:
- Развернутая отчетность по дебиторным и кредиторным остаткам.
- Отражение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.
- Отражение закупочной стоимости товаров, которые подлежат перепродаже.
- Сведения об имуществе, подтверждённые актами инвентаризации.
Все юридические лица обязаны предоставлять годовой баланс в Налоговую инспекцию не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Несколько лет назад бухгалтерский отчёт можно было предоставлять в бумажном или электронном виде. С 2019 года все балансы отправляются только через Интернет. Исключение составляют субъекты малого бизнеса.
После получения бухгалтерской отчётности, инспекторы проводят анализ, изучают активы и пассивы, знакомятся с информацией, отображенной в декларациях. Структура бухгалтерского баланса позволяет сотрудникам финансовой службы составить представление о деятельности компании.